Мимолётное размышление на тему давних, беспрестанных и бесплодных споров.
Ничего странного - к нам начинают относиться пренебрежительно. Давно и обоснованно. Платят всё меньше. Ценят всё ниже. Я о профессии. О том направлении, которое зачастую нас кормит. Которое трактуется как «вольный пересказ», копированье текста – своими или теми же словами, с ошибками и без, с потерей шарма, стиля, логики и сути – или совсем без оного. О рерайтинге.
Ну невозможно, чтобы из-под каждого пера выходили шедевры! Немыслимо! А тексты нужны, и «чем быстрее, тем больше». Требуются! Тележками и вагонами, миллионами и миллиардами оскомину набивших «зэбэпэ»! И эта потребность нарастает в геометрической прогрессии! А мы пишем: торопливо, взахлёб. Вза – хлеб. И воду. Нас много, пишущих, и с каждым днём становится всё больше. Попутно «содержание» давно и накрепко сменило пресловутое «наполнение». Точно не льём в сосуд живительную влагу, а «наполняем» ящики соломой… Слова всё чаще пишутся для тех, кто их читает – для поисковых машин, поскольку большинство соплеменников наших читать, писать и писаться в постель перестают почти одновременно. А те, которые читать не прекратили, уже как бы и не заслуживают особого обращения – так мало их, скудеют их ряды…
Или не так уж мало? Или таки заслуживают? А может, всё же стоит каждый текст превращать в маленький шедевр, наделять особым стилем, начинять идеей, заражать эмоциями? И будучи автором - мысленно хоть самый мизер претендовать на этакую мини-пулицеровскую премию, чуть-чуть стремиться попасть в число «избранных и отмеченных печатью»? Стать для «своего» читателя немножко гуру, отчасти светочем и хоть чуток источником вдохновения и радости? Ведь есть надежда, что от этого выиграют обе стороны…
Но и рерайт может стать своеобразным шедевром. Не верите? А вот пример… Вспоминается старая, как шляпа мельника, поговорка:
«Баба с возу – кобыле легче».
Её забавный перефраз, мелькнувший как-то раз в студенческом фольклоре:
«Леди, покидающая дилижанс, увеличивает его скорость»!
Рерайт?!... Ещё какой! Изящный, краткий, чуть ироничный и немного авантюрный, провокационный. Совершенно непохожий на исходник – и при этом не менее привлекательный и информативный!
А может, попытаться развить тему? Толику преувеличения, чуточку сарказма, щепотку абсурда, гран нежности… И конечно, малость объёма. А там и до пулицеровской недалеко.
Можно вот так, прямо и честно, по-маяковски:
- Женщина, прочь с телеги!
Лошадь устала уже.
Ей без тебя будет легче
На новом крутом вираже!
Станет верней и звонче
Цокот её копыт!
И будет доволен точно
Мужик, что в телеге спит…
А можно иначе.
…Когда движеньем лёгким маленькой руки,
которой лишь вчера с неравным восхищением и вожделеньем, страхом и восторгом
касались ветер, солнца луч и взгляды тысячи мужчин, забывших вмиг себя и потерявших разум –
о, в равной степени от предвкушенья алчного и от саднящей, тянущей несбыточности –
откроется изысканная, украшенная позолотой и изразцами крохотная дверца,
исполненная чуткою рукой искусного каретного маэстро,
а восхитительная женская ступня, лишь на мгновенье, любопытно и пугливо посмевшая оставить
спасительный приют изысканного платья, ступает на порожек экипажа –
нам удивляться стоит ли тому, что мир вокруг замирает на одно бесконечное,
пахнущее осенью, холодным солнцем и пожелтевшею листвой мгновение…
и разом устремляется вперёд, в намёт, в галоп, быстрее и быстрее,
вслед за собою увлекая и ту карету, и кучера - с четвёркой лошадей,
с победно реющими, точно флаги, занавесками на окнах,
с пажами на запятках в полосатых дивных панталонах –
и звонкую листву, и лес, и эту осень!…
и остаётся с нами навсегда лишь беззащитное, щемящее, испуганное детское недоумение:
случилось ли и впрямь, оставило ли след, вернётся ли хоть раз ещё когда-то…
Исходник – 21 збп, уникальность=0…
Результат - 1000 збп, уникальность=100% по ETXT и advego
(шингл=3, таймаут=100 000 миллисекунд и тэ дэ и тэ пэ)…
Ой! Как-то сухо и бесстрастно прозвучало. Как будто щёлкнул выстрел в тишине… Вот это для машин. Программ бездушных для. По слухам нынешним - они от этого балдеют и кайфуют.
А для друзей – немножко волшебства.
Рерайт может быть таким разным…
Глупым, бездушным, циничным, преследующим одну лишь меркантильную цель – слупить любыми правдами и кривдами свои 100-200 "деревянных" за килознак, а после всё забыть, как тяжкий страшный сон...
А может стать - изящным, ироничным, фантазийным, наполненным пространством и искрящимся мгновениями, рассудочным и мудрым, внимательным и чутким, живущим вечностью, забывшим о насущном. А впрочем, это же – насущное – дарящим, без счёта и без долговых расписок. Неповторимым, индивидуальным, несущим на себе отпечаток авторского восприятия.
Пусть даже автор тот – безвестный долбаный рерайтер! И что с того?
Мир всегда несёт на себе отпечаток нашего восприятия. Или не несёт ничегошеньки, кроме заводской гари, автомобильного шума и запаха купюр. От нас зависит, чем его «наполнить».